Наш малыш - форум о детях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наш малыш - форум о детях » Мамам на заметку » Как научить ребенка читать по слогам


Как научить ребенка читать по слогам

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

10 правил как научить ребенка читать по слогам

Автор:  Полина Васильева "Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили.  И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать. Дело  в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» - это буква «Эм», «Б» - это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», – сказала я.
Поэтому  в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят."

Вот основные моменты, которые будут рассмотрены в этом материале:
- Выбираем лучшую методику обучения
- Учим гласные и согласные
- Повторяем и еще раз повторяем
- Начинаем читать по слогам
- Читаем несложные слоги
- Переходим к сложным слогам
- Начинаем читать слова
- Следим за произношением
- Не забываем про возраст
- Учимся играя

Итак, вот основные правила:
1) Первое.
Совет по выбору методики и пособия.
Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова (см. фото).http://s2.uploads.ru/t/JcH2Y.jpg

Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.
Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете). Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.

2) Второе.
Как правильно учить гласные и согласные.
Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.
Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.
Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.
Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.

3) Третье.
Повторение-мать учения.
Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

4) Четвертое.
Читаем по слогам.
А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.
Разберем слог «Ма».
Посмотрите в букваре, как первая буква слога - «М» - бежит ко второй букве - «а». Вот так  и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» - «м-м-м-ма-а-а-а-а». Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.

5) Пятое.
Учим несложные слоги.
Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков,  например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.
Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам. Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

6) Шестое.
Учим более сложные слоги.
Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов. Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.
Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

7) Седьмое.
Учим читать первые простые слова.
А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.

8) Восьмое.
Следим за произношением.
Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.
Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги. Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании. А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.
Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.

9) Девятое.
В каком возрасте надо учить ребенка читать?
Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.
Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах. Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.
Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.

10) Десятое.
Учимся играя.
Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения. Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.

Карточки для обучения чтению

Учим буквы русского алфавита

Теги: 10 правил как научить ребенка читать по слогам

Отредактировано Nadezhda (2013-02-25 22:52:24)

0

2

Как правильно научить ребенка читать

Раньше дети учились читать уже в школе, и мало кого из родителей волновал вопрос обучения на дому. Сейчас детки хоть и идут в школу раньше, не с 7, а с 6 лет, но к ним уже выставляются требования знания алфавита, а в некоторых школах даже умения читать. Можно нанять ребенку репетитора или сдать его на развивающие занятия в специальный детский центр, а можно научить малыша читать дома. Ведь домашние занятия не только развивают ребенка, но и дают возможность дополнительного общения с мамой и папой.
Мой ребенок научился читать в 3 года, правда не без помощи одной очень хорошей учительницы, которая дала нашим занятиям толчок, а дальше мы развивались сами. Потому я теперь знаю, какие подводные камни могут быть в обучении чтению дошколенка.

Во-первых, купите правильный букварь. Правильный букварь построен на методике обучения чтению сразу по слогам, то есть малыш учиться читать слоги, а не буквы. Могу посоветовать 2 букваря, которые были у нас : А.Н. Ткаченко и Н.С Жуковой.

Во-вторых, обучая ребенка алфавиту, учите не буквы, а звуки. То есть все согласные должны звучать как «б, п, м,..», а не «бэ, пэ, эм..» и т.д. Что касается гласных, покажите малышу, что в отличие от согласных они тянутся и что их можно петь. Кстати пропевание гласных – это еще и очень хорошее логопедическое упражнение.

В-третьих, ничего нельзя делать насильно, малыш должен воспринимать обучение как игру, потому нелишним будет приобрести пособия-игрушки: магнитная азбука, кубики с буквами, настенный алфавит (внимательно выбирайте говорящий алфавит, там обязательно должна быть функция обучения звукам, а не буквам), лото, раскраски с буквами. Малыши лучше запоминают, как выглядит буква, если вы ее вместе выложите из спичек, слепите из пластилина, постараетесь научиться писать. Потрясающие результаты для обучения чтению дает игра: «На какую букву начинается слово?» Как только малыш на слух начнет определять букву, понимание составления слогов пойдет легче.
Теперь о самом обучении – учим ребенка правильно читать по слогам

Начните учить ребенка читать со слогов с буквой А. Выучили букву А, а затем по очереди учите согласные и составляете из них слоги на А: «ба, па, ма, ла, ва» и т.д. Параллельно вы учите слоги и с обратным чтением букв «аб, ап, ам, ал, ав». Ребенок должен понять, что положение букв относительно друг друга влияет на их чтение. Чтобы объяснить ребенку как составить слог, попробуйте первую согласную как бы протянуть к гласной, удобно начинать с шипящих и сипящих букв, а когда малыш поймет суть, то учить другие буквы. Например, вы читаете: «ССССС-А, получается СА», «ХХХХХ-А, получили ХА».
Когда малыш уже запомнит чтение нескольких слогов, начинайте составлять простые слова из них, например, «ма-ма, ба-ба, ла-ва, ла-ма» и т.д. Усложняйте занятия словами из трех слогов, например, «па-на-ма, ка-на-ва».

Следующий этап, это обучение чтению слов, которые состоят из слогов и отдельных букв, из слогов с разным сочетанием гласной и согласной, например, «ма-к, ра-к, ка-р-та, па-р-та, ар-ка». Чтобы ребенку было интереснее, обучение новой букве моделируйте игрой. Обязательно, составьте как можно больше слов на эту букву, нарисуйте, слепите ее, приготовьте еду из слов на эту букву, например, С – суп, слива, К – каша, капуста, Р – рис, рожки, А – апельсин, азу и т.д. Вспомните сказочных персонажей на эту букву и перед сном обязательно прочтите о нем сказку, например, П – поросята («Три поросенка»), С – Снегурочка, Р – Репка и т.д.
Когда малыш освоит слоги с буквой А, даже не выучив еще все согласные, можно приступать к следующим гласным, например, к букве О. дальше порядок тот же, простые слова, более сложные. Теперь уже из слов можно составлять первые предложения, например, «Ма-ша ма-ла, Во-ва мал». Пройдя все гласные ваш малыш уже сможет прочитать заветное «Ма-ма мы-ла ра-му»!

Напоследок оставьте мягкий и твердый знак, а также букву Й. Очень хорошо читать несколько слов, одинаково заканчивающихся на эти буквы, например, «ма-йка, ра-йка, па-йка», «со-ль, мо-ль, ро-ль» и т.д.
Закрепляйте пройденный материал составлением слов из магнитной азбуки или кубиков. Мы, например, читаем перед едой, эта игра заинтриговывает мою дочку и даже повышает аппетит, ведь она ест, то что загадано из букв а холодильнике. Например, «Прочитай, что я тебе приготовила?». «Су-п». «А теперь прочитай, что в супе?» «Лу-к, мя-со, ма-ка-ро-ны, кар-тош-ка».

Очень полезно играть в школу, это и подготовка к школьной среде и порядкам, и замечательная ролевая игра. Причем обычно дети не хотят брать себе роли самих себя, им интересно примерить на себя роль взрослых, потому в нашей домашней школе я всегда ученица, а дочка – учитель. Она дает мне задание написать то или иное слово, а я пишу то правильно, то с ошибкой. «Учительница» исправляет меня и ставит оценку. Например, «Дети, напишите слово БОЧКА!» А я пишу «бЕчка», ребенок читает и исправляет Е на О. Чем дальше, тем сложнее. Учитесь правописанию слов с буквой О «мОлОко, кОрова» и т.д., а также правилу «Жи, ши пиши с И». Поверьте, четырех- пятилетнему ребенку это вполне под силу. А уже в 5 лет можно начинать читать первые книги, например, из серии «Читаем по слогам».
Если у малыша что-то не получается, или он не хочет заниматься, не нервничайте и не расстраивайтесь, отложите занятия на некоторое время. В конце концов, бывает так, что ну нет у мамы педагогического таланта, тогда можно отдать ребенка в детский центр, где точно знают как правильно научить читать ребенка, а дома закреплять навыки играми и заданиями. Верьте в своего малыша, у вас все получится!
Автор: Туник Ариадна

0

3

вот озадачилась этим вопросом- Лера алфавит уже полностью знает , еще с 3 лет его запомнила , слоги то получаются то нет, сначала интерес был, потом пропал , ну я и не стала наседать , до школы еще рано , пусть лучше с куклами играет. а тут вот опять возник интерес, ну думаю надо значит повторить алфавит и переходить к слогам и к словам, слоги вроде получились, но я сделала ошибку сразу начали собирать слоги в слова, ступор. вот и полезла в интернет , поняла свою ошибку. сейчас хочу азбуку какую нибудь купить , вот выше рекомендуют Жукову и Ткаченко. пока еще не знаю что брать! кто сталкнулся уже с этим вопросом? какую книгу посоветуете?

Nadezhda написал(а):

начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» - это буква «Эм», «Б» - это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили»,

мы тоже учили буквами , у нас и в говорящей азбуке произношение было буквенное , и только потом после того как Лера выучила буквы мы разобрали что в каждой букве живут еще и звуки_ на этом долго не сидели,Лера это быстро поняла

Nadezhda написал(а):

Потрясающие результаты для обучения чтению дает игра: «На какую букву начинается слово?» Как только малыш на слух начнет определять букву, понимание составления слогов пойдет легче.

действительно хорошая игра, мы в неё часто играем,Лера сама просит теперь чтоб я называла слова а она первую букву угадывала, хотя по началу эта игра столько нервов убила, произносишь слово она не слышит ни в какую первую букву, но постепенно поняла. теперь то я слова называю - она первую букву слушает и называет, то я букву называю - она слова придумывает

0

4

Nadezhda написал(а):

Nadezhda написал(а):начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» - это буква «Эм», «Б» - это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили»,мы тоже учили буквами , у нас и в говорящей азбуке произношение было буквенное , и только потом после того как Лера выучила буквы мы разобрали что в каждой букве живут еще и звуки_ на этом долго не сидели,Лера это быстро поняла

никогда не нужно учить менно буквы!!!!!Только звуки!!!!
Надь, это вам повезло, что Лера так просто все поняла и не запуталась со звуками и буквами, так как это очень сложно для ребенка потом переходить на звуки, когда он знает буквы

Nadezhda написал(а):

вот выше рекомендуют Жукову

бери ее!

0

5

Nadezhda написал(а):

действительно хорошая игра, мы в неё часто играем,Лера сама просит теперь чтоб я называла слова а она первую букву угадывала, хотя по началу эта игра столько нервов убила, произносишь слово она не слышит ни в какую первую букву, но постепенно поняла. теперь то я слова называю - она первую букву слушает и называет, то я букву называю - она слова придумывает

согласна с тобой)))

0

6

belka2010 написал(а):

Надь, это вам повезло, что Лера так просто все поняла и не запуталась со звуками и буквами, так как это очень сложно для ребенка потом переходить на звуки, когда он знает буквы

наверное и правда повезло, но мы на этом и не зацикливались, просто как то быстро разобрали что каждая буква это домик в котором живут еще и звуки

belka2010 написал(а):

бери ее!

сейчас з.п получим поеду  в книжный , сама еще пролистаю   книжки, но все вот хвалят Жукову

0

7

мы буквы знаем с 1,5 лет все. В год она знала 5 или 6 букв. А вот дальше как-то не идет (((( Никак в слоги они не складываются у нас ((( Вот сейчас прочитала и подумала, что нужно букварь-таки прикупить.

0

8

TATA написал(а):

мы буквы знаем с 1,5 лет все

Таня а вы как буквы тоже учили или звуки

0

9

TATA написал(а):

В год она знала 5 или 6 букв.

я помню Лера еще маленькая была я везде ей писала печатными буквами слова папа мама баба деда дядя тетя лёля лера , даже альбомчик был с фотками и с надписями- так мы на годик в казахстан поехали и все в шоке были -она эти слова хорошо знала , даже просто их на листочке написать  и спросить где деда - она указывала именно слово деда- потом сама называла , показываешь- спрашиваешь что это - она типо читала Лёля, и все эти слова она хорошо знает, свои рисунки в садике сама подписывает......... а вот Рита категорически от всего отворачивается, её любимое слово АЧУ (нехочу) и убегает

0

10

Nadezhda написал(а):

вы как буквы тоже учили или звуки

звуки....
Я особо не настаивала никогда. Хочет - спрашивает, я отвечаю, объясняю. А вот книжки со слогами не пошли (( Может букварь заинтересует. Нужно попробовать.

0

11

что интересно - буквы она пишет. Недавно свое имя написала печатными буквами. Но не читает.

0

12

К такому вопросу нужно относится очень серьезно,ведь не те щас времена как у нас были,мы когда ишли в школу то не все и буквы знали а сейчас нужно идти в школу так уже уметь читать ато потом тяжело будет,ведь в первом классе уже нужно не только русский язык учить но и англиканский.Я своего ребенкка учу

0

13

Ну мне кажется самое главное- это заинтересовать ребенка ну и родителям не лениться....

0


Вы здесь » Наш малыш - форум о детях » Мамам на заметку » Как научить ребенка читать по слогам


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно