Как правильно фотографировать дома.
Когда на улице холодно, то большую часть времени мы проводим дома или в гостях, главное - в тепле. Итак, как фотографировать в помещении, т.е. в местах, где обычно не хватает естественного света.
Часто возникают вопросы: почему фотографии, скажем, с празднования Дня рождения получаются не очень качественными, в частности, лица очень светлые от вспышки? И как настроить камеру, чтобы фотографии были лучше? Можно ли сидя дома осуществить свои творческие замыслы?
И дело не только в настройке. Надо экспериментировать и изучать возможности своей камеры. Что бы там ни крутил в меню, фотоаппарат не превзойдет своих возможностей. Но надо выжать из него то, что он может. Так вспомним и определим последовательность наших действий в темноте.
Начнем с экспозиции. Для этого можно перейти в мануальный режим "М". Выдержку ставим как можно короче, но так, чтобы не было "смазанности". Все зависит от сюжета, который фотографируем. То есть если хочешь сделать обычный портрет группы людей, то достаточно 1 / 50 секунды.
Если же люди навеселе танцуют, скачут или отрываются каким-то другим способом, выдержку лучше поставить короткую - 1 / 160. Тогда картинка в целом будет четкой, но подвижные моменты все равно могут быть смазанными. Впрочем, есть в этом свой плюс - они придают изображению экспрессии и динамики.
Если света в комнате мало и не хочется фотографировать со вспышкой, тогда нужно двигать штатив. Или, по крайней мере, положить фотоаппарат на стол или кресло, чтобы он был неподвижен. И желательно использовать таймер. Этот вариант не очень годится для застолья, а вот художественный портрет друзьям в полутемном помещении можно делать. Выдержку ставим не длиннее, чем 1 / 10 секунды. Но помните: модель не двигается, как прежде: "Внимание, а сейчас вылетит птичка!".
Диафрагму открываем как можно больше. Правда, в китовых объективах особо не разгонишься - 3,5 - 5,6. Без вспышки или штатива немного шансов сделать что-то путное. Поэтому ничего не остается, как собирать деньги на объектив-"фикс", в котором диафрагма открывается со значением 1,4, 1,8 или 2. При этом самая популярная линза 50 мм - слишком узкая для помещений, т.е. ею хорошо делать портреты, но непросто сфотографировать группу людей или жанровый портрет.
Со значением светочувствительности тоже следует искать компромисс, чтобы шумов было как можно меньше. Но их не избежать. И, собственно говоря, они не так страшны. В помещении меньше, чем 800 или 1600 поставить не удастся. Если фотографировать в мануальном режиме экспозиции, то ISO можно поставить и на "авто".
Есть старый способ вытащить больше, чем позволяет освещение: сделать кадр темнее, а впоследствии осветить при обработке. Этот способ позволяет сделать выдержку не очень короткой. Т.е. фотографируя на 1 / 50, фотография получается довольно темной, затем в редакторах обработки освещаем кадр так, словно он сделан, скажем, на 1 / 13 секунды. В тенях появляются шумы, но все равно преимущества очевидны. Конечно, делать это лучше в формате RAW.
Дополнительный источник света - наиболее очевидный выход из ситуации. Но встроенная в камеру вспышка портит кадр, потому что расположена прямо над объективом, соответственно, свет уносит все тени, и изображение становится плоским.
Лучше - внешняя вспышка с двигательной головкой. Им можно направить поток света в потолок. Тогда свет в кадре получится рассеянным.
Внешняя вспышка, конечно, довольно дорогая, однако сейчас на рынке есть немало дешевых заменителей. Вспышки, не имеющие режима TTL (автоматического), стоят дешевле, но управлять ими придется вручную. И если есть возможность, то стоит купить светосильный объектив. Вспышка действительно выручает в темноте, но не очень способствует творческому развитию.
Очень простой и действенный способ: если фотографии не удаются, нужно чтобы люди были ближе к свету - к лампе или к окну. Например, чтобы сделать интересный фотосет друзьям дома. Надо прикрыть шторы, но не до конца. Комната будет притемненной, но из проема между шторами будет падать свет. Сажаете модель на стул поближе к окну. Коррекцию экспозиции, конечно, лучше поставить на "минус", чтобы фотография получилась притемненной. Главное - следить за тенями на лице, чтобы они создавали объем и выглядели корректно. Желательно, чтобы модель сидела под углом к свету: одна щека к окну, вторая в тени, но под таким углом, чтобы глаза были освещены. Так же можно использовать свечу как источники света.
И еще один очень важный момент: свет - очень важен! Если его мало, то лучше не делать фотографии вообще. Часто бывает так: на застолье тебя просят «Ну, ты же фотограф, сделай нам фото!». А ты понимаешь, что комната темная и ничего путного не выйдет, потому что у тебя нет ни вспышки внешней, ни светосильного объектива. Поэтому лучше фото не делать.
Хороший фотограф - не тот, который делает хорошие фотографии при любых условиях. Хороший фотограф - тот, который делает добротное фото, а для этого нужны соответствующие условия.
Как минимум, можно предложить людям пойти в светлую комнату. Только желательно чтобы лампочки были люминесцентные, т.е. дневного света. Поскольку с неподходящими лампочками потом будет непросто избавиться от желтизны на фотографиях.
Теги: Как правильно фотографировать дома.