Наш малыш - форум о детях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наш малыш - форум о детях » Развитие и воспитание » психологическое развитие


психологическое развитие

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://mamaclub.ua/photos/mamaclub/materials/0/27/2744/2744b.jpg
В раннем возрасте у ребенка появляются и утверждаются фундаментальные жизненные функции: он учится ходить, обращаться с предметами и говорить. Начиная самостоятельно передвигаться, маленький человек соприкасается с окружающим миром, познает его и учится ориентироваться в пространстве.

Психическое развитие детей раннего возраста уже к концу первого года жизни отличается освоением многих навыков. Ребенок умеет играть с игрушками, а общаясь со взрослыми, узнает назначение предметов быта и учится пользоваться ими: знает, например, для чего предназначены посуда или одежда. На этом этапе развития взрослый является для ребенка главной фигурой, которая может помочь ему познать окружающий мир. Причем, главным мотивом для общения в это время служит именно предмет, назначение которого хочет узнать ребенок.

Копирование поведения взрослых - основадеятельности малыша

Научившись пользоваться не только игрушками, но и обычными предметами быта, малыш стремится к осознанным действиям. И если в возрасте до года он мог просто, как обезьянка, повторять какие-то действия или жесты взрослых, то сейчас он их старается воспроизвести, чтобы достичь такого же, как взрослый результата: пытается, например, пить из чашки, а не через соску.

Учитывая, что внешний вид предмета ничего не говорит о его назначении, ребенок снова вынужден обратиться за консультацией к взрослому. Возникает противоречие: с одной стороны хочется действовать самостоятельно, но без помощи взрослого ничего не получается. Именно это противоречие служит основой ситуативно-делового общения. То есть с помощью взрослого ребенок учится пользоваться предметом так, как это принято в обществе.

Ситуативно-деловая форма общения и авторитет взрослого

Таким образом, основой психического развития детей раннего возраста до одного года является ситуативно-деловая форма общения, которая служит способом организации предметных действий малыша и стимулом для развития речи. Речь постепенно вытесняет из общения лепет и жесты, помогает смягчить возникающую из-за непонимания эмоциональность.

Примерно в 2,5 года главным мотивом общения для малыша становится авторитет взрослого. Он подражает взрослым во всем, в играх ребенок копирует действия, жесты, слова и интонации взрослых. Именно на способности подражать основано психическое развитие детей раннего возраста: ребенок выбирает для себя образец для подражания и копирует его. Подражая, дети осваивают действия, которыми еще не владеют. Модель поведения человека в различных жизненных ситуациях закладываются именно в раннем возрасте: в будущем память воскресит так называемое отсроченное подражание. Это означает, что в большинстве случаев человек поступает так, как поступали бы в подобной ситуации взрослые, окружавшие его в раннем возрасте.

Предметные действия детей

Итак, существует два направления развития предметного действия ребенка, первое из которых заключается в переходе от выполнения действий совместно с взрослым к самостоятельному выполнению. Причем взрослый в глазах ребенка становится образцом для подражания, то есть правильного выполнения.

Второе направление заключается в выборе и развитии способов и средств осуществления предметной деятельности ребенком самостоятельно. В результате карапуз овладевает способом использования предмета, обобщает его и воспроизводит в играх. В сознании ребенка формируется предметное отношение к окружающему миру, который он воспринимает, как совокупность предметов, имеющих определенное назначение и характерные функции.

К концу первого года ребенок узнает предметы, предполагает их назначение и может заменить один предмет другим в играх. Предметно-манипулятивные игры, как основной способ (психического развития детей раннего возраста), выражаются в форме игры-исследования либо игры-конструирования.

Общение со сверстниками и самоидентификация

Взаимоотношения с ровесниками у ребенка раннего возраста развиваются поэтапно. Вначале ребенок относится к ровеснику, как к объекту, при встрече трогает его, может прикоснуться пальцами к глазам своего визави. Примерно в 18-20 месяцев возможна игра, пока не вместе, но рядышком. Общение с ровесниками развивает самосознание ребенка и к двум годам он комментирует свои действия, говорит о себе в третьем лице.

Узнавая себя в зеркале, начинает воспринимать себя как личность и в его словарном запасе появляется местоимение «Я». После двух лет ребенок уже сравнивает себя с другими, стремится соответствовать взрослым. У ребенка зарождается собственная самооценка и основы взаимоотношения с окружающими: ребенок может порадоваться за кого-то и посочувствовать и утешить обиженного, появляется способность эмоционального сопереживания.

Сюжетно-ролевые игры и кризис

Психологическое развитие детей на завершающем этапе раннего возраста характеризуется разрушением прежней модели отношений со взрослыми. Осознав собственный уровень компетентности, успех в использовании предметов и овладев искусством подражания взрослым, малыш инициирует новую систему взаимоотношений со взрослыми, расширяющую его самостоятельность.

Отныне он живет в реалиях новой сюжетно-ролевой игры, в которой он является полноправным членом взрослого общества. Если взрослые не разделят стремление ребенка к самостоятельности, то может возникнуть кризис личности 3-летнего ребенка.

Основные признаки кризиса 3-х лет:

- негативизм, ребенок отказывается выполнять просьбы и требования;

- непокорность, протестует против привычных порядков в семье;

- упрямство, отстаивает свое решение и требует от взрослых с ним согласиться;

- отстранение себя от взрослых, приоритетным становится сочетание «Я сам»;

- взрослые больше не объект для подражания;

- выражает протест.

Источник: puzkarapuz.ru

Теги: психологическое развитие

0

2

Три годика – особенный рубеж в жизни малыша. Теперь он получает возможность во многом быть самостоятельным, потому и начинает стремиться к познанию нового в этом мире. В три годика малыши любознательные и активные, они постоянно перемещаются, заглядывают в шкафы, берут в ротик предметы, наблюдают за людьми. Желание делать все независимо от взрослых превращает детей в непоседливых и капризных созданий. В это время наиболее часто упоминаемая ими фраза: «Я сам!».
Если вы заметили перемены в поведении своего чада, возможно, кризисный период уже наступил. Давайте уточним его основные признаки.
Во-первых, это негативное отношение к просьбам родителей. Вы говорите ему идти на прогулку, а он отказывается, зовете мыться – ребенок убегает, собираетесь на прогулку, опять таки, - протестует. Бывало такое? Отказ и постоянные капризы – верный признак кризиса личности этом возрасте.
Во-вторых, ребенок становится упрямым. Он не поддается уговорам. Просьбам и приказам родителей. Захотел остаться дома вместо того, чтобы идти в детский сад, – и вы не можете его заставить: слезы, крики, прятанье под кровать и т.д. - ребенок использует все допустимые методы, чтобы отстоять свои интересы. В-третьих, малыш становится строптивым. Вы сами не ожидали, что ваш сын может быть таким непослушным, он, словно на зло вам, начинает капризничать и вести себя не прилично на глазах у соседей или гостей дома? Это верный признак кризиса. Неожиданные проявления самостоятельности также говорят о наступлении кризиса «Я сам». Заметьте, что малыш отказывается от вашей помощи во всем: он сам одевается, сам пытается ухаживать за собой, своими вещами. Почему так происходит? Ребенок осознает, что люди делятся на взрослых и детей, и первым разрешено и доступно больше. По этому своей самостоятельностью малыш пытается добиться статуса взрослого, чтобы больше не слышать в свой адрес указаний и запретов. Еще один симптом – грубость. Ребенок без доли сомнение проявляет агрессию в адрес взрослых и сверстников. Вы можете заметить, как он хамит воспитательнице, или дерется с одногруппниками в детском саду. Не пугайтесь, что из малыша вырастит хулиган – сейчас такие проявления лишь признак кризиса личности. Обычно никакие угрозы и компроматы не останавливают строптивого и непредсказуемого капризника. Родители обещают лишить ребенка любимой игрушки или мороженого, но он не волнуется и не плачет, как это было раньше. Родители теряют свой авторитет в глазах этой маленькой мутирующей личности. Последний из симптомов, которому мы уделим внимание – это склонность ребенка к шантажу и деспотизму. Любыми способами он пытается вытребовать у родителей то, чего хочет. Обычно трехлетний террорист рыдает, истерит, грозится, прячется от всех, игнорирует близких…
Почему так происходит? Впервые за свою жизнь ребенок ощутил, что он может быть хоть в чем-то независим. До этого взрослые его кормили, одевали так, как хотели сами, водили туда, куда им было нужно, словом, принимали все решения за него. Теперь, ощутив физическую способность самостоятельно действовать, ребенок изо всех сил стремится ее использовать, но родители по-прежнему не позволяют ему делать все, что захочется, вот и возникают капризы и бунт. Родителям важно понимать, что малыш не осознает происходящего. Его поглощают эмоции и желание освободиться от контроля взрослых. Психологи утверждают, что кризис «Я сам» подобен к кризису подросткового возраста, но второй более сложный. По этому, если родители правильно среагируют на первый жизненный кризис личности своего чада, они обеспечат более спокойное протекание и некоторых последующих кризисов.
По этому на заметку мама и папа даем такие советы:
1. Не угнетайте ребенка, согласитесь, что он уже взрослый и позволяйте малышу делать некоторые поступки и решения самостоятельно. 2. Не наказывайте его за последствия самостоятельной деятельности. Разбитые чашки, испачканная одежда, расцарапанные колени – просо прощайте и не ругайте.
3. Давайте право выбирать, при этом стройте вопрос так, чтобы оба варианта были выгодны вам, но создавалось впечатление, словно выбор за ребенком. Например: «Мы поедем к папе на метро или на автобусе?». «Ты будешь есть суп или кашу?».
4. Просите у ребенка помощи и поддержки: «Дочка, ты пойдешь со мной гулять, потому, что мама одной страшно?».
5. Если ребенок требует чего-то криком и слезами – не идите у него на поводу. Скажите, что это нельзя и игнорируйте дальнейшие выпады эмоций. Если будете реагировать иначе, он подсознательно поймет, что капризы – метод манипуляции родителями. Также не стоит поднимать ребенка, если он сел на асфальт посреди города и кричит, требуя новую игрушку. Просто ждите успокоения. Если действие происходит на проезжей части – пересадите малыша в безопасное место и продолжайте игнорировать. И главное помнете: кризис – это шаг к развитию, его нужно сделать.

0


Вы здесь » Наш малыш - форум о детях » Развитие и воспитание » психологическое развитие


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно