Наш малыш - форум о детях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наш малыш - форум о детях » Развитие и воспитание » методики Дьенеша


методики Дьенеша

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Игры с логическими блоками Дьенеша

http://shkola7gnomov.ru/upload/image/%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B8.jpg
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они Развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также - восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладыват ряды по заданному алгоритму). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Логические  блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов  толщины (толстые и тонкие фигуры).
В наборе нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Знакомство  с блоками Дьенеша
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в ручках - и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:
Найди все  фигуры такого же цвета, как  эта (покажите, например желтую  фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
Дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем  распределяем фигуры по размеру,  форме, толщине.
Какая эта  фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?

Игры  и упражнения с  блоками Дьенеша
Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.http://shkola7gnomov.ru/upload/image/4(4).jpg
Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.http://shkola7gnomov.ru/upload/image/7(1).jpg
Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.http://shkola7gnomov.ru/upload/image/17(1).jpg
С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.
http://shkola7gnomov.ru/upload/image/22.jpg
Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.

цвет обозначается пятном
величина - силуэт домика (большой, маленький).
форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие  круги – толстые и тонкие и  т.д.
Затем задания  с карточками постепенно усложняются.

В данной статье приведены лишь некоторые игры с  блоками, но на самом деле их намного  больше. Также к набору с блоками прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомится с данной методикой и играми более подробно.
Можно обратиться и к методической литературе по данной теме:
1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988)
2. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.
3. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.
4. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". Минск. Народная асвета, 1983.
5. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000. 

Теги: методики Дьенеша,игры с блоками дьенеша

0

2

интересно. надо бы где нибудь такую игру купить.

0

3

Игры с блоками Дьенеша для самых маленьких
Предложите малышу начать с самых простых игр:
1) Попробуйте найти все фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине).
2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету).
3) Угости Мишку красными «конфетками» — большими, квадратными, толстыми, треугольными, маленькими и т.д.
4) Положите перед ребенком три детали. Предложите малышу закрыть глазки и уберите одну из них. Какую «конфетку» съел Мишка?
5) Как и в предыдущей игре, выкладываем три блока. Ребенок закрывает глаза, а мы меняем детали местами. Что изменилось?
6) Игра – что лишнее. Разложите три фигуры – 2 общие по какому-то принципу, одна нет. Спросите малыша, что здесь лишнее?
7) Составляем пары (мама и малыш, например). Большой ищем маленькую деталь, красному кругу – красную деталь.
8) Складываем блоки в непрозрачный мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.

Играем с детками постарше

Игра «Поиск»
Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера.

Игра «Змейка»
Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие:

Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине).
Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру, например.
Соседние блоки должны быть одинакового размера и цвета, но разной формы.
Игра «Этажи»
Выкладываем в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра «Домино»

В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?

Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Игра «Делимся»
Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением. Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы». Усложняем игру – нужно разделить фигуры так, чтобы у кошечки были все синие детали, а у мышки – все треугольные.

0

4

Был у нас похожий набор , но мы его выкинули ((( Он был плохого качества и ничего нельзя было построить. А про такие варианты игры я даже не подумала .
http://s2.uploads.ru/t/wWInh.jpghttp://s2.uploads.ru/t/9IHqR.jpg
http://s3.uploads.ru/t/gubDr.jpghttp://s2.uploads.ru/t/hv9GT.jpg
http://s2.uploads.ru/t/c2m87.jpghttp://s2.uploads.ru/t/UKWjo.jpg

0

5

Блоки Дьенеша. Играя, учись!

Игра «Магазин»
Высыпьте все блоки на столе перед ребенком и скажите ему: «Смотри это магазин! Здесь так много продают разного печенья! Я хочу купить красное (круглое, большое)» и выбирайте себе соответствующие фигуры, «а ты какое? А какое печенье будет папа, твоя кукла, мишка и т.д.» Начинать следует с одного признака: выбираем блоки только по цвету (размеру, форме), а затем усложняем задание. К примеру, просим купить красное круглое печенье. Как вариант можно предложить следующее задание: «Я не хочу круглое, прямоугольное и квадратное печенье. Какое я хочу?»

Игра «Мешочек»
В специальный мешочек положите блоки и предложите ребенку на ощупь определить, какую фигуру он достал.

Игра «Прятки»
Спрячьте одну фигуру в руке или в кармане и дайте задание ребенку угадать, какую фигуру вы прячете при помощи наводящих вопросов:
Ребенок: Это квадрат?
Вы: «Да.»
Р. : «Это красный квадрат?»
Вы: «Нет» и т.д.
После того, как ребенок угадал, поменяйтесь ролями: теперь ребенок прячет, а вы угадываете.

Игра «Сюрприз»
Выкладываем несколько блоков, под одним из которых спрятан сюрприз: наклейка, монетка или что-то еще. И путем всех тех же вопросов предложите ребенку угадать, под какой фигурой лежит сюрприз.

Игра «Что изменилось?»
Выложите перед ребенком несколько фигурок и дайте возможность запомнить их. Потом попросите ребенка закрыть глаза, а в это время уберите/добавьте/замените одну фигурку и спросите, что изменилось.

0

6

нам для садика сказали купить, да вот проблема - в продаже они только под заказ, уже в двух магазинах оставили  данные свои, ждем, пока позвонят ((( второй, блин, месяц
вроде в садике договаривались с магазином учитель, но там дороже намного
вот Палочки Кюизенера купили, с блоками же беда

0

7

ой, а у нас есть такие. Но почему-то мы не очень их любим. Они какие-то неприятные на ощупть, пластмасса холодная и невзрачная. Был сделан из другого материала, было бы интереснее. А может они есть в другом качестве? например, деревянные...

0


Вы здесь » Наш малыш - форум о детях » Развитие и воспитание » методики Дьенеша


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно