В какой кружок отдать ребенка?
Прежде всего нужно задуматься о том, с какой целью мы отдаем ребенка в ту или иную секцию? Если ребенок сам знает, чего он хочет и стремится к чему-то определенному, тогда вопрос отпадает сам собой. Но чего хотят родители? Вырастить чемпиона, музыканта, шахматиста или знаменитую балерину? Случается, что они заставляют ребенка заниматься чем-то лишь в угоду своим прихотям или несбывшимся детским мечтам, не задумываясь о том, что было бы полезно и интересно ему самому. Или же просто ошибаются в выборе, искренне желая привить ребенку полезные навыки. Чего же на самом деле он хочет – и то бросил, и это не нравится… Что ему предложить?
В ребенке необходимо развивать именно те качества и способности, которые заданы ему от рождения, направляя его в ту область, где он сможет максимально реализовать свой потенциал. Тот факт, что к процессу обучения и воспитания каждого отдельного ребенка нужно подходить индивидуально, сегодня уже не новость. Но остается открытым вопрос: как понять, что именно нужно собственному чаду?
Системно-векторная психология помогает понять и почувствовать психическое устройство любого человека, учит видеть за его словами и поступками те бессознательные процессы, врожденные качества и желания, которые и составляют его индивидуальность.
Следует учесть, что только до пубертата ребенок может активно развивать навыки использования этих врожденных качеств. А дальше, в попытках реализовать себя во взрослой жизни, молодой человек или девушка будет использовать только то, что успеет наработать к моменту созревания. Поэтому ни в коем случае нельзя откладывать и пускать на самотек столь важный процесс становления. Задача родителя - создавать адекватное обучающее давление на данные ребенку от природы свойства, тем самым развивая и обучая его самостоятельно получать удовольствие от той деятельности, к которой он способен, и которая ему предназначена.
В детях с кожным вектором в первую очередь необходимо развивать врожденную гибкость и ловкость, чувство ритма и времени, точность, скорость. Для них хорошо подойдут занятия спортом, в частности легкой атлетикой, стрельбой, а также танцами, гимнастикой, фигурным катанием. Они, как никто другой, нуждаются в дисциплине и самодисциплине, в умении соблюдать режим: только научившись подчиняться подобным требованиям в детском возрасте, они сумеют проявить организаторские способности и руководить другими во взрослой жизни.
Для кожных детей постарше подойдут дополнительные занятия математикой, экономикой, логикой, правом, а также всевозможные секции конструкторского моделирования, которые разовьют в них логическое мышление и врожденную функцию экономии ресурсов, времени и пространства. Из таких людей выходят прекрасные инженеры, законотворцы, бизнесмены.
Обладателям анального вектора, которые подходят к любому делу основательно, важно дать возможность выполнять любую работу качественно, обстоятельно и не спеша, доводя результат до совершенства. В будущем им, как высококлассным специалистам и профессионалам, не будет цены! Таким детям можно предложить различные кружки поделок из дерева, камня, гипса, лепку скульптур, гончарное мастерство, девочкам попробовать себя на курсах кройки и шитья, вышивки, вязания, оригами, поделки мягких игрушек, кулинарии.
Во взрослой жизни люди с развитым анальным вектором – это «мастера-золотые руки». А о тех, кто имеет в дополнение и верхние вектора, говорят «золотые головы». Имея от природы хорошую память и системное мышление, дети с анальным вектором усваивают информацию долго, но зато навсегда, структурируя ее до мелочей и раскладывая все по полочкам. Добавим к этому анальную усидчивость, исполнительность и получим блестящего отличника в школе! Сегодня это лучшие ученые, врачи, преподаватели, историки, архивариусы. Только они могут качественно и профессионально выполнять работу, требующую усидчивости и тщательной проработки.
Дети с уретральным вектором особые. Они как неуправляемое торнадо, сметающее на пути к своей цели все преграды. Часто родители не знают, что делать с таким своенравным и непослушным ребенком. Он не делает назло, он просто не чувствует управления над собой. Ему бесполезно приказывать, его нужно направлять. Это будущий «вождь», который в скором времени поведет за собой членов своей «стаи» вперед в будущее. Даже сейчас вокруг него неосознанно собирается ребятня во дворе и школе, и важно уже в этом возрасте научить его брать на себя ответственность за свое окружение. Обладатель развитого уретрального вектора во взрослой жизни способен занимать высокое положение, вести большую компанию. Но не научившись адаптировать свое природное стремление к власти, скатывается в преступные группировки и руководит уже там.
Поэтому лучше всего отдать его в командный спорт, где он, будучи капитаном команды, научится брать ответственность за группу на себя, управлять и двигаться вперед к новым достижениям.
Ребенок с мышечным вектором тяготеет к накоплению мышечной массы, он получает удовольствие, давая нагрузку своим мышцам. Здесь важно обернуть эту потребность на благо для всех, и приучать ребенка к физическому труду, а не отдавать его в тренажерный зал. Нет необходимости делать из него силача, он справится с этим и сам. Важно научить его управлять своей силой, соразмерять ее, чувствовать ее воздействие на внешний мир. Так он реализует свое врожденное качество и будет полезен для общества, в отличие от второго варианта, где никакой полезной нагрузки такой человек не несет.
Наглядно-действенное мышление позволяет мышечному ребенку быстро обучаться профессиям, в которых требуется умение правильно прилагать физическую силу. В современном городе мышечники в чистом виде едва ли встречаются. Чаще этот вектор сочетается с другими, и в этом случае мышечный вектор не проявляет свои свойства независимо, а лишь «усиливает» другие вектора, делая человека более мощным и выносливым.
Девочки и мальчики со зрительным вектором - это тонкие, чувствительные и творческие натуры. Они очень эмоциональные - от радости до слез у них один шаг. Анально-зрительному подойдут занятия литературой или художественная школа. Кожно-зрительному понравится театральная студия, балет или художественная гимнастика. При этом важно понимать, что подобные занятия становятся лишь способом развить в ребенке врожденное чувство прекрасного.
Ведь высший уровень развития зрительного вектора – это выражение любви, сочувствия, сопереживания, помощи людям, способность эмоционально переживать чужие состояния как свои собственные. Зрительник может стать художником, актером, искусствоведом, дизайнером, делая свой вклад в развитие идей культуры и общечеловеческих ценностей, воздействуя косвенно на тех, кто будет потреблять плоды этого труда. А может использовать свои качества и напрямую - станет врачом, социальным работником, сестрой милосердия или психологом.
Оральные дети большие гурманы. Обучая такого готовить, можно вырастить будущего шеф-повара. Громче и лучше всех поют, конечно, тоже оральники. Именно из них вырастают лучшие оперные певцы. Однако в этих занятиях не хватает одного важного элемента развития, так необходимого оральному ребенку.
Как вы уже догадались, такие люди становятся лучшими ораторами, способными заставить слушателей мыслить одними и теми же категориями, почувствовать, что мысль оратора будто и есть их собственная. Лучше всего записать его на курсы ораторского мастерства. Такой ребенок говорит безостановочно! Еще бы, ведь он мыслит говорением. Развивая это говорение, мы тем самым развиваем в нем мышление. Говорить он будет так или иначе, но если унимать это желание, он может очень скоро стать патологическим врунишкой, добивающимся внимания от слушателей любой ценой.
К ребенку со звуковым вектором отношение должно быть особое, часто он погружен в себя, задумчив, не желает играть со сверстниками. Такому поведению есть свои причины, но пока он маленький, нужно ограждать его от резких звуков и шумных компаний, давать возможность побыть одному. Эти дети обладают абстрактным интеллектом, его-то и нужно развивать. Дома родители должны обязательно приобщить его к чтению. Среди кружков ему подойдет музыкальная школа, курсы иностранных языков, занятия физикой, астрономией, информатикой, шахматами
Лучшие умы человечества, самые талантливые физики, математики, музыканты, писатели, программисты и многие другие – это реализованные звуковики. Подробно об их воспитании читайте в статье «Рекомендации родителям по воспитанию звуковых детей».
Обонятельный человек, становясь взрослым, несет в себе очень важную функцию. Неприметный ребенк с «колючкой» в глазах, он способен вести интриги в школе или во дворе. Это «серый кардинал», за которым стоит политика и управление, финансы и ученый мир. Область его деятельности будет отличаться в зависимости от его уровня развитости обоняния и от имеющихся нижних векторов. Обонятельники – это те люди, которые отвечают за выживание всей стаи. Выживет стая, выживет и он сам в ней. Поэтому в случае с обонятельным ребенком, чем больше давление, чем тяжелее условия, тем больше он разовьется. Такой ребенок сам найдет себе путь развития и даже сделает так, что его никогда не отправят заниматься в тот кружок, который ему не нужен. Можете, например, подарить ему микроскоп: изобретение пенициллина было одним из значительных обонятельных прорывов за последний век. Именно на таком уровне сегодня обонятельник обеспечивает всеобщее выживание.
Однако здесь необходимо понимать, что такие люди встречаются крайне редко, а ошибиться с диагностикой обонятельного вектора, наоборот, очень легко. И затрагивая столь сложную тему воспитания детей, особенно важно подчеркнуть тот факт, что приобрести навыки безошибочного определения векторного набора можно только после прохождения тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
За стремлением дать образование и навыки в кружках и секциях, следует не забывать оставлять время для того, чтобы ребенок с любым векторальным набором имел возможность общения со сверстниками во дворе. Умение адаптироваться и находить свое место в любом коллективе обязательно пригодится ему во взрослой жизни.
Сегодня редко встретишь человека, обладающего 1 или 2 векторами, мы стали более сложными, полиморфными. Теперь в каждом из нас примерно 3-4 вектора, а то и больше. Сочетаясь, они дают несколько иную картину характера и поведения человека. Это также следует учитывать, выбирая подходящий кружок. Подробнее о смешении векторов, воспитании детей, отношениях родители-дети, семейных отношениях можно узнать на психологических тренингах Юрия Бурлана.
Воспитание – это творческий процесс, требующий немало сил, энергии, любви, терпения и, главное, знания. И нет ничего прекрасней, чем направив своего ребенка по лучшему из возможных для него путей, быть гордым тем, что стали участником становления достойного и красивого человека.
Автор: Юлия Ал-Шамари, экономист
Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.
а теперь расшифровки всех этих векторов
Кожный Вектор
Делу время, потехе час.
Своя рубаха ближе к телу.
Копейка рубль бережёт.
Движение - это жизнь.
Численность: 24%.
Архетип: ограничение первичных позывов на секс и убийство.
Видовая роль:
В мирное время: создатель и хранитель пищевых запасов.
В военное время: боковой охотник-алиментатор.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Цвет наибольшего комфорта – хаки.
2. Геометрия наибольшего комфорта – крест.
3. Место в квартели – внешняя часть квартели ПРОСТРАНСТВА, экстраверт.
4. Тип мышления – логическое.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИКИ
В первобытной стае кожные люди на войне были командирами войска. Движение вперед задавал уретральный вождь, а кожные командиры, в свою очередь, помогали удерживать в кулаке и направлять мышечных воинов. Самодисциплина и дисциплина – качества, присущие только людям с кожным вектором. Если ты самодисциплинирован, ты можешь дисциплинировать других.
Возвращаясь в пещеру, кожник становился хранителем пищевых ресурсов. Вернувшееся с охоты войско приносило добычу, все садились за общий стол, начиная пир во весь мир. И только кожник в этот момент думал, что завтра добычи может и не быть, а потому часть еды нужно сохранить, оставить про запас.
До сих пор мы тут и там замечаем архетипичных кожных бабушек, хранящих в своих закромах все, что только может пригодиться человеку, на 20 лет вперед. Сегодня такое поведение не имеет смысла, а когда-то оно спасало жизнь всей стае.
Позже актуальной стала другая форма экономии – экономия сил, времени и ресурсов. Именно кожник впервые задумался, сколько лишнего времени и усилий тратит стая на то, чтобы дойти до ближайшего брода или чтобы на себе перенести весь скарб. И тогда он придумал повалить пальму, чтобы сделать мост, и изобрел первое колесо.
Из своей природной тяги к экономии кожные люди становились изобретателями, рационализаторами и инженерами. Лук, копье, телеги, дороги, а впоследствии и любые инженерные сооружения, конструкции, технологии - все это результат деятельности кожных людей.
Как молодая здоровая кожа обладает удивительной упругостью, так и тело кожного человека обладает удивительной гибкостью, подвижностью. У кожного человека в чистом виде всегда длинные, стройные ноги, гибкий позвоночник, что позволяет ему стать гениальным танцором. Только кожные женщины грациозно удерживают пространство на шпильках – красиво и быстро передвигаются на высоких каблуках.
Развитый кожный человек отличается точными, ловкими движениями тела и рук, за его работой всегда приятно наблюдать. Из него получается самый ловкий и меткий охотник и стрелок, точно чувствующий траекторию полета копья, стрелы, пули.
Сверхнагрузки на кожный вектор сказываются на теле: кожа мгновенно покрывается пятнами, прыщами, сыпью.
Помимо гибкого тела кожник обладает и гибкой психикой. Отличительная ее черта – возможность разворота на 180 градусов. Сегодня я буду утверждать и доказывать одно, а уже назавтра с той же убежденностью - обратное. Вопрос только в том, что мне более выгодно говорить в данный момент.
Психологическая гибкость позволяет кожникам легко и быстро адаптироваться к любым изменяющимся условиям, будь это смена работы, переезд в другой город или даже в другую страну.
Логика, логическое мышление – также отличительная черта кожников. В их речи часто можно услышать фразы: «Это не логично! Где тут логика? Логично было бы предположить» и прочие. Причинно-следственные связи выстраиваются в их голове с потрясающей точностью, что и позволяет кожникам становиться гениальными изобретателями, инженерами, конструкторами, лучшими бухгалтерами, банкирами, логистами.
Кожные люди скупы на эмоции, на похвалу, сдержанны, скрытны. На вопрос всегда отвечают вопросом. Никогда ничего про себя не рассказывают, зато про других расспросят все, соберут всю информацию. Лаконичность – конек кожника.
Кожный вектор формирует внешнюю часть квартели пространства. На физическом уровне кожный покров отделяет человека от окружающей среды и ограничивает собой человеческое тело. То же происходит и на уровне психического: именно кожный вектор ограничил первичные позывы на секс и убийство, оторвав тем самым человека от животного мира.
С этого момента мы перестали быть просто животными, повинующимися инстинктам, наши естественные действия стали попадать под регламентацию. Разделив весь мир на область «внутри пещеры» и «вне пещеры», кожа установила различное поведение по разные стороны границы. Внутри пещеры мы не убиваем и не берем силой чужих жен – иначе наказание, вне пещеры мы сражаемся (убиваем) и уводим женщин – и за это нет наказания. Именно здесь лежат корни всех законов мира.
Внутренняя потребность ограничивать, запрещать, контролировать – и есть суть кожного вектора.
Ключевые слова: «Нет!» и «Нельзя!». Предпочитают сначала отказать, а потом, может быть, согласиться. Придумывают при этом различные рационализации своему поведению. На самом деле суть кожного желания проста: кожные люди получают удовольствие, выполняя свою природную функцию запрета и ограничения, и слово «нет» здесь основное.
Как и все прочее, кожник экономит свое и чужое время. Кожный человек очень не любит, когда вы опаздываете к нему на встречу, и сам предпочитает не опаздывать. Чувство времени позволяет ему просыпаться за минуту до звонка будильника и никогда не опаздывать. Точность – вежливость кожных королей.
Это человек, который может делать одновременно несколько дел и все успевать. Он не стремиться, как анальник, сделать все идеально, но зато успевает за то же время сделать гораздо больше.
Кожная легенда: «Богатыми становятся те, кто экономит», «Копейка рубль бережет». Это и есть самая большая засада для кожного человека: в попытке сэкономить по мелочи, он теряет по-крупному. Например, сэкономив на рекламной кампании, он теряет деньги за весь проект.
Кожники в стрессе обожают распродажи. Ждут, когда станет на 15% дешевле, потом на 30%, потом на 50%, потом на 90%, и очень страдают, если купили на 2 рубля дороже, чем в соседнем магазине.
Единственное, на чем он не экономит, – это здоровье. Кожник ест много витаминов, биологически активных добавок, тщательно следит за своим питанием, ограничивает себя в пище, ест только полезное. Кожные люди – завсегдатаи салонов красоты и оздоровительных курортов.
Эрогенная зона кожника – его чувствительная поверхность кожи. Он нуждается в тактильном контакте: всегда человека погладит, потрогает, пожмет, и сам любит поглаживания и легкие прикосновения. По этой причине о кожниках говорят как о людях ласковых, нежных.
Либидо кожника относительно других векторов невысокое. В связи с этим у него не формируется сексуальная привязанность к одному партнеру. В возникновении сексуального желания основную роль играет фактор новизны, в связи с чем кожник имеет большее количество партнеров, чем прочие. Стандартный период отношений с одним партнером у кожника непродолжителен. А после он либо продолжает оставаться в этих отношениях из какого-то особого расчета, либо первым рвет отношения и уходит навсегда, не оглядываясь.
Корни всех браков по расчету и того, что анальные люди называют «изменой» лежат в кожном векторе. Тут как раз и кроется ответ на вопросы «Почему изменяют жены?» и «Почему изменяют мужчины?».
Относительно невысокое либидо вынуждает обладателя кожного вектора к расширению своего сексуального права через продвижение в карьере и повышение социального статуса. Высокий статус и имущественный достаток повышают его привлекательность как сексуального партнера, возрастают шансы на передачу его генофонда в будущее.
Именно поэтому кожный мужчина очень амбициозен и самоуверен, для него важен карьерный рост и счет в банке. Он не вождь, он – лидер. В архетипичном варианте торговля, бизнес – его стихия. Здесь же корни кожной любви к спорту и различным соревнованиям.
Развитые кожники сегодня становятся инженерами и законотворцами.
Вся современная цивилизация построена на законе, на признании за каждым права на свою индивидуальность. Западная цивилизация – носительница кожного менталитета, и именно она провозглашает кожные, основанные на законе, свободы.
Ребенка с кожным вектором в допубертатном периоде важно приучить к дисциплине и занятиям спортом. С ним можно и нужно договариваться: «Выполнишь то-то и то-то, потом можешь пойти гулять». «Закончишь четверть на пятерки - купим тебе велосипед». Только свои обещания нужно исполнять, а то кожный ребенок, закончивший четверть на все пятерки, но велосипеда так и не получивший, усвоит на всю жизнь, что обещания можно не сдерживать, а все вокруг врут.
Кожному ребенку крайне важен режим. Важно адекватно руководить им, объясняя, почему то или это нельзя. Его необходимо научить подчиняться, тогда он впоследствии сумеет руководить подчиненными.
Необходимо учесть, что активный, подвижный, всегда готовый к новым «подвигам» и приключениям кожный шалун, пойманный за провинность, будет обязательно хитрить, изворачиваться и врать во избежание наказания. В случае наказания через физическое воздействие, травмирующее его кожную эрогенную зону, он будет снимать стресс через мелкую покражу, например, таская мелочь из карманов одноклассников. Дело в том, что стресс в кожном векторе вызывает архетипичное стремление к покраже, с которым ребенок не справляется, чем опять навлекает на себя гнев родителей.
Частые болевые воздействия на нежную чувствительную кожу приводят к адаптации к боли, она становится даже приятной и желанной. Так возникает мазохизм. В некоторых случаях это может развиться в жизненный сценарий на неудачу. Битые в детстве кожные мальчики – это будущие мазохисты, «лузеры»-неудачники, мелкие воры и подзаборные пьяницы.
Стимулом в воспитании кожных мальчиков может быть материальная стимуляция. Адекватное наказание при воспитании кожного ребенка – ограничение в пространстве и во времени – не мешает развитию его свойств, позволяя впоследствии стать успешным бизнесменом, инженером, экономистом, законодателем и так далее.
Сегодня мы живем в кожном мире, в кожные времена. Очень важно понимать, какие трудности они нам несут, важно уметь правильно сориентировать свою жизнь в этом, все убыстряющемся потоке. Глубоко понять себя и осознать свое место в этом новом мире, понять, как правильно воспитывать детей с кожным вектором, вы сможете на тренинге системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Авторы: Мария Грибова, специалист в области международного права и международных отношений; Марина Мурина, архитектор