http://www.yfamily.ru/rastem-vmeste/kat … kazka.html
Жизнь по сюжетам сказок
Полноценного детства не представить без сказок. Именно из них малыш узнает «что такое хорошо и что такое плохо», учится восхищаться смелостью, добротой, умом положительных героев, «болеть» за них в случае неудачи, несправедливости, сопереживать обиженным и слабым, осуждать злодеев и обманщиков.
На самом деле сказки, особенно народные, – жанр очень непростой, в них скрыто тайное, архаичное знание о мире, о человеке, о добре и зле. Символика сказок часто настолько сложна и запутана, что уже столетие ее разгадывают самые серьезные ученые – культурологи, лингвисты, психологи, этнографы, и конца их трудам не видно.
ПОСЕЕШЬ СКАЗКУ – ПОЖНЕШЬ СУДЬБУ
Сказки, которые читают детям, как правило, отличаются от оригинала, когда-то записанного собирателями фольклора: они проще, доступнее. Часто исключены душераздирающие детали, способные негативно подействовать на детскую психику, «плохие концы» заменены на более жизнеутверждающие. Но даже в адаптированном виде сказка сохраняет в себе зашифрованное послание о самом главном в жизни, как принято сегодня говорить, о «базовых ценностях».
Однако ценности ценностям рознь — и то, какую именно сказку ребенок выберет в «любимые», во многом определит его жизненный путь. Его судьбу или, говоря языком психологии, «жизненный сценарий».
Полюбив ту или иную сказку, подсознательно ассоциируя себя с определенным ее героем, каждый из нас еще в раннем детстве намечает для себя своеобразный план, который потом настойчиво осуществляет всю жизнь.
Разумеется, делаем мы это неосознанно. Сказка, прочитанная малышу, укореняется в подсознании и живет там своей жизнью, управляя, наподобие серого кардинала, мыслями и поступками уже вполне взрослого человека.
Открыл эту взаимосвязь Эрик Берн — американский психотерапевт, основатель «сценарного анализа», описанного в книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Эта книга произвела настоящий фурор в Америке 1960-х, а спустя четверть века стала бестселлером и у нас. Именно с этой книги в нашей стране и начался повсеместный интерес к практической психологии.
Сценарий, по Берну, — это «план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала».
Проанализировав большое количество жизненных историй своих пациентов, Берн показал в своей книге, как именно в повседневной жизни осуществляются сценарии разных сказок. «Вначале невозможно поверить, что вся судьба, все ее взлеты и падения наперед расписаны ребенком не старше шести лет, а то и трехлетнего возраста, — пишет Берн. — Но именно это утверждает теория сценариев».
Почему именно та, а не иная сказка становится у ребенка любимой – дело темное. Каким-то образом она связана с особенностями воспитания, с укладом семьи, с генетическими данными, чертами характера и психики малыша. Так или иначе, выбор падает на определенную сказку, о которой во взрослом состоянии мы и не вспоминаем.
СЦЕНАРНЫЕ КУРСЫ
Сказок – и народных, и авторских – великое множество. Все их разбирать не станет ни один исследователь. Для нас важнее, как именно они соотносятся с жизненными сценариями. А вот их-то выделяют всего три: сценарий «победителя», или «принца»; «неудачника», или, как называет его Берн, «лягушки»; а также «середняка».
Критерий тут один – насколько человек сможет достичь своей цели. У «принца» это обязательно в конце концов получается, а вот «лягушке» вечно что-то мешает. Безымянный середняк никакой определенной цели не имеет. Так… плывет себе по течению…
Знать, какую именно роль и в какой сказке вы играете, очень полезно – ведь таким образом можно будет заглянуть вперед, понять, какие события ждут вас в результате. Например, «победительница» Герда в конце концов находит Кая, а вот Снежная королева явно может потерпеть фиаско в любви.
ПРИНЦЫ И ПРИНЦЕССЫ
Хрупкая Дюймовочка оказывается чуть ли не самой героической из всех сказочных героинь. Посудите сами – избежала брака с сыном жабы, не пала духом, пережив не самый удачный роман с жуком, не вышла замуж по расчету за малоприятного крота. В конце концов встретила принца – и нашла свое счастье.
Сказок такого типа немало – это и «Финист Ясный Сокол», и «Крошечка Хаврошечка», и «Василиса Прекрасная», и та же «Снежная королева».Во всех них главная героиня проходит обряд инициации – то есть обретает свое счастье после череды испытаний. Но поскольку действует она решительно и полна веры в себя, у нее все получается, хоть и не сразу. А кто обещал, что будет легко?
СЕРЕДНЯКИ
Теми, кто с детства проникся «Красной Шапочкой», «Тремя медведями», «Сестрицей Аленушкой и братцем Иванушкой», управляет страх перед самостоятельным, решительным поступком. Вне зависимости от того, будет ли хеппи-энд, смысл такой сказки в том, что неприятности начинаются за порогом дома, личного пространства человека. Сиди на месте смирно и никуда не встревай – снаружи ходят Волк, злые Медведи, Баба Яга!
«Золотая середина» составляет абсолютное большинство. Поэтому и сказочных сценариев для нее – очень много.
ЛЯГУШКИ
Человек, обожающий сказку«Колобок», — типичный неудачник. Он вечно начинает какое-то дело, но не способен ничего довести до конца — ему становится скучно, и он «катится» дальше. Ничего хорошего, как все помнят, эта жизненная стратегия ему в результате не сулит.
Та же история с любителями сказки про молодца, который бился со Змеем Горынычем. У Горыныча отрастают все новые головы – а у человека, ассоциирующего себя с этим богатырем, возникают новые и новые житейские проблемы. И все словно бы ниоткуда, совсем как в этой сказке.
КАК ВЫРАСТИТЬ ПРИНЦА
А может быть, родителям стоит побеспокоиться заранее и обхитрить судьбу? Читать ребенку одни только «позитивные» сказки – и у него не останется выбора, кроме как стать «принцем» или «принцессой»?
Не получится. Дело в том, что в любой сказке есть разные персонажи, и при желании ребенок всегда сможет выбрать себе не лучший пример для будущего «жизненного сценария».
Сценарий победителя формируется, прежде всего, у тех людей, родители которых с детства верят в их способности, вкладывают много сил в воспитание и поддержку ребенка, не уставая повторять: «У тебя все получится». Такие дети вырастают более успешными и уверенными в себе.
КАК ИЗМЕНИТЬ СКАЗКУ?
Конечно, бывают люди, которые вполне довольны своей жизнью и ничего не хотят в ней менять. Их однако немного. Как правило, что-то в своем «жизненном сценарии» хотел бы изменить каждый. Что же делать человеку, решившему его «переписать»?
Во-первых, вспомнить ту самую сказку, которая произвела на вас столь неизгладимое впечатление, и постараться осознать, какие именно ее эпизоды сформировали те или иные ваши поступки и события жизни. Порой уже только этот этап производит настоящий шок.
А дальше – важно понять, что на самом деле вариантов вашей сказки существует множество. Она ни в коем случае не является окончательным приговором вашему будущему. Разрешите себе придумать свой собственный, исправленный и дополненный вариант.
Конечно, лучше делать это не самостоятельно, а под руководством психолога – так же, к примеру, учить иностранный язык эффективней все же не по самоучителю, а с преподавателем. Ведь, казалось бы, все хотят быть «принцами», а не «лягушками» - здоровыми и богатыми, а не бедными и больными. Однако часто человеку привычнее оставаться в своей роли – иначе придется от чего-то в жизни отказываться, а что-то начинать сначала. Для этого явно потребуется помощь профессионала
Теги: сказки,сказки в жизни малыша,ребенок и сказки,читаем ребенку ,чтение сказок,воспитание сказками