Система Монтессори
В последнее время всё большую популярность обретает развитие детей по технике Монтессори
Смысл метода заключается в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Задача воспитателя - помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать свою индивидуальность и пойти своим уникальным путем.
Подкупает и основная черта методики - безграничная вера в уникальность и неповторимость каждого ребенка, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.
Монтессори педагогика
Организовываются даже специальные сады и центры развития основанные на системе Монтессори
Чем же Монтессори - сады отличаются от обычных традиционных садов?
- Отсутствие классно - урочной системы и системы оценок.
- Разновозрастные группы (с 3 до 6 лет).
- Наличие специального развивающего материала, который позволяет ребенку - самостоятельно заниматься и самостоятельно находить и исправлять ошибки.
- Ребенок сам выбирает, чем заниматься, с кем заниматься, как долго заниматься.
- Дети побуждаются обучать друг друга, сотрудничать и помогать друг другу.
- Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины.
- Задача Монтессори - учителя - наблюдение за самостоятельной работой ребенка и помощь ему в необходимый момент.
- Тесное и равноправное сотрудничество педагогов с родителями. Родители - равноправные партнеры в образовательном процессе.
Но не во всех городах есть такие центры развития, к тому же обучение в них стоит недешево. Но можно организовать процесс обучения дома , тем более что это совсем не сложно. Для начала нужно усвоить основные заповеди Марии Монтессори:
- Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
- Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
- Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
- Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
- Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
- Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
- Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
- Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
- Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
- Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Затем необходимо организовать рабочее место ребенка чтобы ему было комфортно и удобно. Стульчик и стол должны быть по размеру ребенку и ничто его не должно отвлекать ( например телевизор).
Делаем развивающий материал из подручных средств:
Пересыпание из кувшина в кувшин
Нам потребуется: пара сливочников ( кувшинчиков), крупа, поднос, щетка.
Результат: Отлично развивается кисть руки, координация движений.
Важно: убрать свое рабочее место после пересыпания.
Магниты
Что необходимо: металлическая крышка контейнера для хранения продуктов, цветные магниты (4-х цветов), изолента (тех же цветов). ( Можно использовать полоски цветной бумаги)
Что сделать: Наклеить изоленту на крышку. Материал готов!
Не забывайте называть цвета в процессе занятий, и малыш быстро их усвоит.
Результат: увлекательное занятие, способствующее концентрации внимания плюс – сортировка по цвету и усвоение названий цвета.
Для особо продвинутых: (изучающих язык с младенчества) можно называть цвета на английском языке.
Крышки
Что необходимо: Крышки из-под использованных баночек детского питания (6-10 пар). Они могут отличаться цветом, либо рисунком на поверхности крышки. В корзинку собираем по две крышки каждого вида.
Что делать: ищем пару. Четко покажите ребенку, как это лучше делать. Выложите вертикальный ряд крышек с разным рисунком (цветом) и, беря по одной из корзинки, ищите пару.
Результат: Этот незамысловатый, на первый взгляд, процесс отлично развивает внимание и мышление.
Болтики и гайки
Что необходимо: болты и гайки к ним (в комплекте). Потребуется несколько комплектов разного размера.
Что делать: Раскручиваем гайки, затем закручиваем их.
Результат: Развивается глазомер. Задействована мелкая моторика рук. Подготовка руки к письму. Концентрируется внимание.
Пузырьки и банки
Нам потребуются: корзинка, пузырьки и баночки с крышками.
Что делать: откручивать и закручивать крышки, подбирать крышки к банкам и пузырькам.
Результат: развивается глазомер и мелкая моторика.
Чем старше малыш, тем меньше могут быть пузырьки.
Важно: после работы положить все на место.
Теги: Система Монтессори ,развитие детей, занятия м детьми,методика монтессори,мария монтессори,монтессори материалы,дети монтессори,монтессори центр,монтессори обучение,игрушки монтессори