Игрушки первого года жизни
С первых дней в жизни ребенка появляются игрушки. С их помощью малыш полноценно развивается: познает мир, формирует умения и навыки, учится определенным правилам поведения и общению с окружающими. Игрушки не нужны лишь новорожденному, которого только-только привезли домой из роддома. Для него сейчас главное – контакт с мамой и папой. А вот начиная с месяца у малыша формируется зрительное и слуховое восприятие. Самое время отправиться в магазин за покупками!
Смотрим и хватаем
В период с месяца до четырех младенцу необходим «нужный материал», который он мог бы рассматривать и трогать. Повесьте над его кроваткой музыкальную карусель (мобиль) с фигурками яркого цвета. Прикрепите на стенки постельки геометрические фигуры. Но следите, чтобы цветов было не больше двух (лучше, если это будет желтый и красный – малыши фокусируют взгляд охотнее именно на этих цветах). Купите четыре-пять погремушек. Больше не нужно, здесь следует руководствоваться принципом: лучше меньше, но лучше. Погремушки должны быть разными по цвету, форме и фактуре, при этом легкими и небольшими. С их помощью малыш развивает опорно-двигательную систему, координацию, зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Он тянется к погремушкам, рассматривает, двигает, толкает ножкой, хватает ручкой и подносит к лицу. Совет: не пожалейте денег на браслетик с мелодично позванивающими колокольчиками. Звуки, издаваемые этим «инструментом», вызывают у младенца желание больше двигать ручками и заодно формируют музыкальный слух.
Ближе к 3 месяцам желательно приобрести манеж, а лучше – развивающий коврик. Как раз в это время младенцы начинают активно исследовать окружающий мир, и вашему следопыту необходимы пространство (чтобы было где перекатываться, а потом – и ползать) и различные шуршащие и звучащие игрушки, подвешенные так, чтобы он мог до них дотягиваться и хватать. Если вы остановили свой выбор на манеже, обязательно положите туда пластмассовых зверушек, геометрические фигурки, мягкие кубики ирезиновые пищалки. Четырехмесячному бутузу доставит огромное удовольствие не только всесторонне их «изучать», но и выкидывать из манежа. И тут родителям придется проявить терпение – игра «я кидаю – ты поднимаешь» малышам очень нравится. Так же, как и еще одна забава – когда взрослый прячет игрушку и спрашивает: «А где у нас мишка (рыбка, зайка, лисичка)? Да вот же она!» Для пап-мам занятие это, бесспорно, утомительное, зато у маленького в этот момент развивается логическое мышление.
Действуем целенаправленно
Ребенку от 4 до 7 месяцев уже требуются более сложные забавы. Это время неваляшек и музыкальных игрушек с крупными кнопками или клавишами. Малыш активно «общается» с такими игрушками: касается, опрокидывает, двигает. И все ради того, чтобы услышать, как они ему «отвечают» – звенят, поют или «разговаривают». Благодаря этому у ребенка устанавливается связь между отделами мозга, «отвечающими» за тактильное, слуховое и зрительное восприятие. Другими словами, ребенок уже начинает действовать целенаправленно и осмысленно. В этом возрасте ему понадобятся также мячики, простые машинки (папа покажет, как их нужно катать) и юла (правда, маме придется неоднократно ее «заводить»). Это развивает двигательную активность ребенка, ориентацию в пространстве, заставляет прилагать усилия, чтобы добиться определенного результата.
Шестимесячному малышу можно предложить уже книжки с твердыми страницами и яркими картинками, а также игрушки для купания. Для игры с родителями подойдут и мягкие игрушки, но здесь есть несколько условий. Во-первых, они должны быть сделаны из экологически чистых материалов (впрочем, это требование касается любых игрушек – не стесняйтесь требовать у продавцов сертификат качества на такой товар!). Во-вторых – легко чиститься (стираться). И в третьих, все эти мишки-собачки-кошечки не должны выполнять функцию пылесборника! Поэтому ваш вариант – игрушки из ткани, плюша и других подобных материалов, но никак не из меха (неважно, искусственного или натурального).
Размышляем и грызем
От 6 до 9 месяцев кругозор ребенка значительно расширяется. Выражается это не только в желании исследовать «все, что вижу» и попробовать окружающие предметы на вкус, но и играть сразу двумя игрушками. Крохам в этом возрасте доставляет ни с чем несравнимое удовольствие колотить одной погремушкой о другую, стучать по барабану и металлофону, возводить футуристические сооружения из кубиков, возиться с различными формочками, разбирать и собирать пирамидку. Купите малышу простой конструктор из легкой и гибкой пластмассы. Дети в этом возрасте обожают цеплять одну деталь к другой, и это занятие прекрасно развивает мелкую моторику рук и способность размышлять. Подарите сыну или дочке лошадку-качалку или большую машину, на которую малыш сможет усаживаться и кататься по дому. Конечно, в это время маме придется бросить все дела, ведь за сидящим на «собственном транспорте» непоседой нужен глаз да глаз! Но такие игры замечательно развивают чувство равновесия и координацию движений маленького человечка.
В этот период у детей активно режутся зубки. И это еще один ответ на вопрос, почему детки тянут в рот все, что попадается под руку (или под ногу) – десны-то безумно чешутся! Значит, пора идти в магазин за прорезывателями. При выборе столь важной вещи учтите несколько моментов. Во-первых, прорезыватель должен быть удобным для малыша, чтобы ему легко было брать его в ручки и удерживать во рту. Во-вторых, материал, из которого изготовлена эта игрушка, должен соответствовать всем требованиям экологии и безопасности. И в-третьих, прорезывателей следует покупать не меньше двух. В этом возрасте крохи быстро теряют интерес к одной и той же игрушке, поэтому лучше разнообразить «выбор» малыша. Иначе красивый и нужный прорезыватель окажется где-нибудь под диваном, а ребенок предпочтет «чесать десны» вашим тапком или мобильным телефоном. Замечательно, если один из прорезывателей будет заполнен охлаждающим гелем, это поможет крохе быстрее избавиться от неприятных ощущений.
«Обезьянничаем» и творим
Ближе к году ребенок начинают усиленно «обезьянничать», копируя действия мамы и папы. Ведь, он уже совсем взрослый! Может с помощью формочек лепить куличики из песка, может строить домики для пластмассовых и резиновых зверушек, может вкладывать одну формочку в другую, нанизывать кольца на стержень пирамидки, собирать и разбирать матрешку, катать машинки, играть в мячик, заставлять бабочку на палочке ездить по полу и много-много чего другого! Неудивительно, что столь развитый человечек воплями восторга оценит преподнесенный ему в подарок игрушечный мобильный телефон, набор посуды, набор маленького парикмахера, доктора, продавца и т. д. Обязательно купите годовалому крохе альбом и карандаши. Сколько будет радости и гордости за себя, когда из-под этой «цветной палочки» на белом листе бумаги появится кривая линия! Может быть, в вашей семье растет будущий великий художник! Именно с годовалого возраста начинают формироваться личность, характер и пристрастия ребенка. Не упустите возможности помочь своему маленькому гению развить данные от природы таланты!
Покупая игрушки, помните:
излюбленная забава малышей – проверять окружающие предметы на прочность, поэтому никаких хрупких, а тем более, стеклянных игрушек!
в игрушках не должно быть мелких деталей, есть риск, что малыш может ими подавиться, засунуть себе в носик или ушко;
особое внимание уделите качеству окраски игрушек. Оптимальный вариант – не крашеные игрушки, а выполненные из цветных материалов. Сейчас производители делают игрушки из пластмассы, дерева, резины и других нетоксичных материалов