http://www.yfamily.ru/rastem-vmeste/kat … remya.html

Как познакомить ребенка с часами и календарем? Даже мы, взрослые, понимаем, что время – понятие крайне загадочное. Оно то бежит стремглав, то течет медленно. Бывает, за один день может произойти множество событий, а иногда целые месяцы пролетают незаметно, оглянулся – и вспомнить нечего. Подобные мысли приходят в голову и детям (вспомните самих себя – как бесконечно долго тянулся какой-нибудь нудный урок физики и как молниеносно пролетало лето)…
http://www.yfamily.ru/images/stories/RVmeste/Obuchenie/Vremya/58964059.jpg
Помните, о чем говорили Алисе в Стране чудес участники «безумного чаепития»? «Неумолимый  Время-дедушка,  неумолимая Время-бабушка, неумолимое Время... кто? – Тсс! Никто про него ничего не знает. Известно одно: ходит оно только вперед... – А назад?! – Никогда!» Для того, чтобы ваши малыши смогли осознать, что же такое время, неплохо для начала познакомить их с самим этим понятием.

Что, где, когда?

Психологи заметили, что главным ориентиром во времени для маленького ребенка становится определенное событие, яркое впечатление – или предвкушение чего-то важного для него. «Это было на прошлой неделе», – скажет взрослый, а малыш – совсем иначе: «Это было, когда мне купили ту красную машинку». Или: «Это будет, когда мы поедем к бабушке». При этом получается, что для ребенка существует только прошедшее и будущее время. Настоящее как бы отсутствует, это только текущий момент, то, что происходит сию секунду, «сейчас».

Конечно, что касается времени, многое даже совсем маленькие дети и без нас понимают. Они сами усваивают то, что видят изо дня в день – что бывают утро, вечер, ночь... Что утро наступает после темной ночи, а ночь – после ужина и сказки про трех медведей. Еще проще малышу сориентироваться в этом миропорядке, если родители говорят им: «Доброе утро», «Спокойной ночи».

Однако мышление у дошкольников в основном наглядно-образное, а абстрактными понятиями они оперируют с трудом. Но вот время как раз относится к этой категории – его не увидеть, не услышать, не потрогать. И, тем не менее, все мы, вне зависимости от возраста, ощущаем его ход. Даже у младенцев от природы есть ощущение времени – они ориентируются по своим внутренним, биологическим часам – субъективному чувству, основанному на режиме дня и привычном ритме жизни.

Замечено, кстати, что те дети, у которых более строгий и определенный режим, лучше усваивают понятие времени. Их организм привыкает к определенному ритму, и представление о тех или иных временных отрезках дается им легче, чем тем малышам, которых сегодня покормили обедом в полдень, а завтра – часа в три.

Что же касается часов, то, согласно наблюдениям психологов, как предмет они начинают интересовать детей примерно с трех-четырех лет. Особо сообразительные малыши уже в этом возрасте способны овладеть искусством определять время, однако большинство учится этому позже.

Однако, еще не умея ориентироваться в том, что показывают стрелки, уже в три-четыре года дети оперируют в своих играх понятием времени. Например, подражая взрослым, говорят своим куклам и мишкам: «Уже три часа, сейчас будем обедать!»
http://www.yfamily.ru/images/stories/RVmeste/Obuchenie/Vremya/52029538.jpg
Сначала и потом

Но не надо забегать вперед. Первые понятия, с которыми стоит познакомить ребенка уже после полутора – двух лет (в зависимости от уровня его развития, любознательности, словарного запаса) – те, из которых состоит само представление о времени. То есть «сначала», «потом», «сейчас», «до того», «после того», «скоро» и т.д.

Всему этому не нужно посвящать каких-то отдельных лекций – просто говорите эти слова, играя и общаясь с ребенком, комментируя таким образом свои действия – «сначала пойдем умоемся, потом будем завтракать, а потом – гулять»… Таким образом, эти базовые понятия с младенчества укоренятся в его сознании.

Они могут касаться, кстати, не только каких-то повседневных действий, но и всего того, о чем вы рассказываете ребенку – например, как из зернышка появляется растение, как гусеница превращается в бабочку, как построили ваш город…

Восприятие времени – одна из самых больших тайн мозга. Сегодня наука только приближается к пониманию этого процесса.

Люди давно заметили, например, что время «ускоряется», когда мы взрослеем. Но почему? Сегодня наука так отвечает на этот вопрос: мозг детей обрабатывает огромное количество новой информации о мире. А с возрастом нового, неизведанного становится все меньше и меньше – несмотря на тот, казалось бы, бесконечный поток разнообразной информации, который обрушивается на нас с экранов телевизора, компьютера, со страниц газет и журналов.
http://www.yfamily.ru/images/stories/RVmeste/Obuchenie/Vremya/46795789.jpg
http://www.yfamily.ru/images/stories/RVmeste/Obuchenie/Vremya/70365697-copy.jpg
Дни недели

Дальше больше – можно переходить к конкретным понятиям, обозначающим разные отрезки времени. Постепенно ребенок поймет, что такое «сегодня», «завтра», «вчера». Это не так просто, как может показаться, – поначалу дети часто путают эти слова (ведь это самая что ни есть абстракция!).

Для того чтобы «закрепить пройденное», почаще спрашивайте у малыша: «во что ты играл вчера в садике», «знаешь, куда мы с тобой пойдем завтра?» Через некоторое время, когда ребенок освоится с этими хитростями, сообщите ему и что такое позавчера и послезавтра.

Одновременно с этими, поначалу непростыми для него познаниями можно знакомить его с календарем – днями недели, месяцами. Купите ему красивый детский календарь с картинками и повесьте в его уголке. Разумеется, малыш в один момент не выучит всех этих новых и таких сложных слов – пусть учится запоминать их постепенно.

Для этого просто каждое утро сообщайте, какой сегодня день недели, число, месяц. Можно специально потренироваться определять по календарю, какой день недели и какое число было вчера, а какое наступит послезавтра. Лучше, если эти тренировки не будут надуманными и нудными, а станут частью разговора, игры, обсуждения планов на будущее.

Для того чтобы ребенок запомнил, что такое неделя, начните как-нибудь с вечера понедельника обводить на календаре каждый прошедший день. В воскресенье вечером покажите малышу, что прошло семь дней, которые составили одну строчку. Так он зрительно запомнит и это понятие.

Можно сделать еще интереснее – взять календарь с большими клетками и каждый день (ну, или достаточно часто) рисовать там какое-то простое изображение, наподобие пиктограммы. Такая картинка будет фиксировать какое-то событие, произошедшее с ребенком в этот день – например, катание на карусели или покупку новой рыбки для аквариума. Можно так же обозначить и предстоящие события – поход в бассейн, в кружок или в театр. Можно пометить там же и дни рождения членов вашей семьи и друзей, наклеив рядом с датами маленькие фотографии.

Так ребенок уже года в 4-5 сможет готовиться к будущим событиям, приучится ценить и распределять время.
http://www.yfamily.ru/images/stories/RVmeste/Obuchenie/Vremya/42415936.jpg
Времена года

Уже двухлетний малыш вполне способен понять, что такое времена года. Обращайте его внимание на то, какие изменения происходят в природе осенью, летом, зимой и весной, как меняется погода, что случается с деревьями, травой, как по-разному одеты люди. Все это можно показывать и «вживую», расспрашивать его, чтобы ребенок вспоминал, как еще недавно выглядел скверик, теперь укрытый снегом, какие были на деревьях листья, а в реке – вода. Все эти незамысловатые беседы легко приведут вас к разговору о временах года и все о тех же месяцах.

Разумеется, ребенок не запомнит последовательности месяцев молниеносно – ну да вы, кажется, никуда не торопитесь. Просто возвращайтесь к этим объяснениям снова и снова. Ну, и книги, которые вы читаете малышу, не дадут вам растеряться – во многих детских сказках и стихах так или иначе обыгрываются понятия времени.

Часы

И вот, когда ребенок уже понял все, что мог, про дни недели, месяцы и времена года, пора перейти к самой сложной ориентации во времени. К часам. Для этого он уже должен знать цифры и их порядок от 1 до 12.

Проще и нагляднее всего обучать ребенка определять время по специальным детским часам с большими стрелками, крупными цифрами и четкими делениями. Такие есть сейчас в магазинах игрушек.

Расскажите ребенку терпеливо и подробно, как двигается часовая стрелка, потом – как минутная. Не забудьте и о секундной.

Расскажите, как устроен циферблат, что обозначают деления на нем – одним словом, посвятите его во всю эту арифметику. Поначалу обойдитесь обозначениями времени от 0 до 12, сообщите про то, что бывает три часа дня и три часа ночи (время от 13 до 24 часов оставьте на потом). Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет, в зависимости от индивидуального развития, вполне способен всю эту информацию осознать и запомнить.

Ну а дальше потихоньку тренируйте его изо дня в день – пусть определяет, где должны быть стрелочки, когда он встает, обедает или ложится спать, в котором часу по телевизору идет его любимый мультфильм, как показать «без четверти пять» или «восемь двадцать»? Обычно дети с удовольствием этому учатся – конечно, если взрослые не пристают к ним с этими заданиями чересчур напористо.

Теги: учим время,учим времена года,ребенок и время,знакомство ребенка со временем