Наш малыш - форум о детях

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наш малыш - форум о детях » Школьники » адаптация к школе <


адаптация к школе <

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

http://maminsite.ru/pages.files/trudnos … nikov.html
http://maminsite.ru/pages.files/school/adapt.jpg
Основные вопросы для обсуждения:

Физиологические  трудности  адаптации  первоклассников  к школе.
Психологические  трудности   адаптации   первоклассников  к школе.
Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адап­тации к школьному обучению.
Родительский практикум по проблеме.
(Слайд 1) Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно.
Начало школьного обучения приходится на кризис 7лет. Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным и все это совпадает с началом школьного обучения.

Что же происходит?
Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. В какой-то степени это верно. Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями.
Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.
Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

«Физиологические условия адаптации ребенка к школе». (Слайд 2)
Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом, увеличение физической нагрузки.
Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, соз­дание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
Организация правильного питания ребенка.
Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.
Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе». (Слайд 2)

Создание благоприятного психологического климата в отноше­нии ребенка со стороны всех членов семьи.
Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже само­оценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьно­му дню.
Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (ба­бушек, дедушек, сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельно­стью.
Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Взаимоотношение с ребёнком в семье.

   1. Шкала общения родителей с ребенком. (Слайд 3)
Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам шкала общения родителей с ребенком.

Методы воспитания, вызывающие у ребенка

положительные и отрицательные эмоции
Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)
хвалили

упрекали

поощряли

подавляли

одобряли

унижали

целовали

обвиняли

обнимали

осуждали

ласкали

отвергали

симпатизировали

одергивали

сопереживали

позорили

улыбались

читали нотации

восхищались

лишали чего-тонеобходимого

делали приятные сюрпризы

шлепали, пороли

делали подарки

ставили в угол

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в про­цессе Вашего общения с малышом.

2. Правила, которые помогут ребёнку в общении. (Слайд 4)

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
Не дерись без причины.
Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вме­сте, это нестыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отме­ток не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обяза­тельно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповтори­мый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
3. Фразы для общения с ребёнком.

Не рекомендуемые фразы для общения: (Слайд 5)
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Рекомендуемые фразы для общения: (Слайд 6)
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что  у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

4. Несколько советов психолога «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки». (Слайд 7-8)

Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий – 10 минут перерыв.
Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то..».
Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.
Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

-
-
Итоги и выводы:
-Помогать преодолевать детям адаптационный период.
-Оказывать детям поддержку.
-Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.

Теги: адаптация к школе

0

2

http://www.yfamily.ru/rastem-vmeste/kat … hkolu.html
Не хочу я в эту школу!
В сентябре этот крик приходится слышать многим родителям. Позади торжественная линейка, впереди трудовые будни, а сейчас – стойкая неприязнь к школе. Мамы и папы, столкнувшиеся с этой проблемой, буквально опускают руки: что делать-то? Школа выбрана, ребенку семь лет, надо учиться, а он не хочет! Каждое утро слезы и истерика, а вчера так вообще с температурой слег, врача пришлось вызывать…
http://www.yfamily.ru/images/stories/RVmeste/80317753.jpg
Как быть? Для начала попытаться проанализировать ситуацию. Возможно, нежелание садиться за парту связано с тем, что ребенок, который до этого момента общался только с родителями и бабушками-дедушками и привыкший к всеобщей любви и вседозволенности, еще морально не готов перейти на строгий школьный режим – 45 минут смирно сидеть за партой и внимательно слушать учителя. В этом случае ничего страшного не происходит, но иногда под подобными действиями кроются более серьезные причины.

Чрезмерная тревожность
Примерно 5% обращений к детскому психологу связаны с сильной тревогой, которую испытывает ребенок, отправляясь в школу. Любое расставание с родителями вызывает у него протест, он чувствует себя комфортно только среди знакомых людей и вещей, требует к себе особого внимания со стороны родителей. Он зеркально повторяет каждое движение мамы или папы. Такой ребенок не может заснуть самостоятельно, ему трудно выполнять поручения родителей, когда для этого нужно выйти на улицу, неприятно ходить в школу, ездить в летний лагерь или оставаться дома с няней. Со временем малыш может замкнуться в себе, испытывать постоянную тревогу. Главное – не упустить проблему, списывая все на возраст или лень ребенка.

Пережитая стрессовая ситуация
Может случиться так, что перед самым 1 сентября ребенок пережил какую-то трагедию: несчастный случай, смерть близкого человека или домашнего животного и т. д. Сейчас он находится в глубоком стрессе, и у него отсутствует мотивация к учебе (зачем ходить в школу, зачем учиться, если в жизни происходят такие вещи, если все мы когда-нибудь умрем?). В этом случае не помешает консультация психолога, а родителям потребуются максимальные усилия, чтобы переключить внимание ребенка на более позитивные вещи. Пройдет время, горе немного утихнет, и он возьмется за учебу.

Обратитесь к врачу, если:
• беспокойство проявляется, стоит только выйти ребенку из дома;
• ребенок испытывает сильную привязанность к родителям, разлука с ними вызывает истерику;
• ребенок часто испытывает страх потеряться или быть похищенным;
• ребенок ощущает чрезмерное беспокойство за близких (страх, что с ними может случиться что-то плохое);
• ребенок отказывается оставаться дома один;
• он видит повторяющиеся ночные кошмары, включающие сцены разлуки;
• повторяющиеся жалобы на недомогание (например, на головную боль, боль в животе), а также появление тошноты или рвоты, когда происходит или ожидается расставание с близкими.

Чуждые правила
Страх перед школой может быть отчасти вызван и необходимостью подчиняться правилам, отличающимся от домашних. Они непривычны для ребенка. Плюс ко всему малыш может опасаться, что окажется в окружении незнакомых сверстников, которые отнесутся к нему недоброжелательно, будут над ним смеяться, если он еще не очень хорошо, например, читает или считает. Ребенок, особенно единственный, привык быть лидером. Сейчас он – один из многих в классе. Отсюда может быть еще одна проблема: боязнь показать плохой результат. Во многих школах оценки в первом классе не ставят вовсе – это очень правильно. 50% детей не умеют справляться со своей тревожностью, когда им предстоят публичные выступления или демонстрация своих знаний, из-за чего они показывают значительно более низкие результаты, чем их спокойные друзья. Если проблема в этом, постарайтесь встретиться с учителем и договориться о том, что, возможно, ребенка пока стоит освободить от ответов у доски. Когда он освоится, приобретет друзей, наладит контакт с одноклассниками, отношение к школе изменится.

Обратите внимание
И совершенно особенно нужно отнестись к ребенку, который страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Это заболевание встречается у 5% детей, чаще у мальчиков. Невнимательность, импульсивность, невозможность сосредоточиться ни при каких обстоятельствах – все это свидетельствует о наличии подобного синдрома.

Синдром дефицита внимания:
• бесцельная двигательная активность. Такие дети постоянно бегают, крутятся, пытаются куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо;
• привычка отвечать на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца;
• ребенок не может дожидаться своей очереди в различных ситуациях;
• он часто мешает другим, пристает к окружающим;
• он не способен усидеть спокойно на стуле, постоянно вертится;
• излишняя болтливость;
• ребенок не способен справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание);
• легко отвлекается на посторонние вещи.

Если вашему ребенку свойственны вышеперечисленные качества, а учитель постоянно жалуется на то, что он срывает своим поведением занятия, не откладывайте визит к врачу.

Свое решение
Отнеситесь с пониманием к проблемам ребенка. Нежелание идти в школу – тревожный симптом, на него обязательно нужно обратить внимание. Проконсультируйтесь с психологом – возможно, он посоветует малышу временно побыть в кругу семьи или подобрать более подходящий ему вид обучения. Например, вы можете взять в детской поликлинике справку о щадящем режиме. Такая справка дает право официально пропускать один учебный день в неделю. Что это будет за день, необходимо обговорить с учителем, сказав, что вы будете заниматься в этот день дома, и обязательно следуйте своему решению. Ребенок должен знать, что он не просто «ничего не делает», а учится дома, учится учиться. При необходимости и желании вы можете перевести ребенка на семейное обучение. То есть вы будете учить ребенка дома самостоятельно, он лишь будет в конце каждой четверти сдавать экзамены и зачеты в школе. Для этого необходимо написать заявление на имя директора учебного заведения. Согласно приказу Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 1994 года №225, причин отказать вам нет. И главное – сделайте так, чтобы ребенок был уверен: вы представляете его интересы, что бы ни случилось, вы всегда на его стороне. Тогда вам будет намного проще решить все возникающие трудности.

0

3

Дети, страдающие синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), часто пребывают в движении. В школе им не усидеть на стуле, они машут руками, роняют ручки и карандаши, не могут найти места своим ногам и постоянно пытаются с кем-то заговорить. Кажется, как только учитель ослабит контроль хоть на минуту – такой ребенок тотчас же вскочит и пойдет по своим делам. Исследования показали, что дети, страдающие СДВГ, во время перемены в среднем проходят расстояние в 8 раз большее, что обычные и делают в два раза больше движений руками.

Следует четко понимать, что СДВГ – это не выбор ребенка и не упущение в воспитании, а на нарушение работы мозга. Дети, страдающие СДВГ, не могут контролировать себя не только в движениях, им в целом сложно контролировать свое поведение, сосредотачивать внимание. Это приводит к большим проблемам в учебе.

Как можно им помочь? Помимо терапии, рекомендованной доктором, попробуйте направить лишнюю энергию в полезное русло, помогите ребенку избавится от нее. Достичь этого можно в тесном сотрудничестве преподавателей и родителей.

В школе и саду.

Учитывайте тот факт, что дети с СДВГ часто отстают в социальной адаптации. Даже если он отлично развит умственно, по поведению и способности сосредотачиваться, такой ребенок в среднем условно на два года младше своих одногодок. Это требует особого подхода в воспитании и обучении, учитывающего этот факт.

Дайте возможность детям с СДВГ двигаться в течение школьного дня. На переменах они могут заняться бегом на месте, прыжками, спеть песню или даже станцевать. Дайте ребенку поручение, связанное в физической деятельностью – раздать книги, собрать тетради, полить цветы, отнести журнал в учительскую. Это позволяет ребенку одновременно расходовать энергию и ощущать себя нужным.

Наилучшая концентрация внимания у ребенка с СДВГ наблюдается после занятий физкультурой, подвижных игр или сразу по приходу в школу. Прекрасно было бы чередовать уроки с умственной и физической нагрузкой, если есть такая возможность.

Если формат урока позволяет, учитель может разрешить детям с СДВГ двигаться во время занятий. Например, ходить по кабинету или пересаживаться с места на место. Можно даже разрешить ребенку сесть на пол, если у него есть такое желание.

Контролируйте состояние гиперактивных детей. Если вы видите, что ребенок больше совершенно не способен удерживать внимание, позвольте ему встать на некоторое время, пройтись по классу, выпить воды. Это снимет нервное напряжение и поможет ребенку вернуться к занятиям через пару минут.

Дома и на улице.

Признайте и, что важнее, смиритесь с потребностью своего ребенка двигаться. Позвольте ему вставать даже во время семейного обеда или ужина, чтобы избавиться от избыточной энергии и снова присоединится к семье, когда он будет в состоянии. Используйте ту же самую стратегию на спортивных мероприятиях, праздниках, в кинотеатре и т.д. Словом, в любом месте, где предполагается, что дети должны сидеть, не двигаясь, в течение долгого времени.

Купите ребенку кресло-качалку и поставьте ее в тихом, уютном месте. Ритм помогает ребенку успокоится. Так он сможет лучше сосредоточиться на чтении.

Поощряйте двигательную активность перед школой или садом. Если у вас есть собака, то школьник может выгуливать ее с утра. Разрешите ему также ездить в школу на велосипеде или роликах. А в зимний сезон или плохую погоду ребенку поможет скакалка, беговая дорожка или батут.

0

4

У меня возникла большая проблема когда ребенок впервые пошел в школу. Он стал жаловаться на боли в спине. Оказалось во всем виноват портфель, а вернее неправильное его ношение и слишком большая нагрузка. Вот даже ученые доказали вред портфеля на развитие опорно-двигательного аппарата.
Интересно, когда представители системы образования начнут наконец-то думать о здоровье школьников.

Неправильное ношение школьного портфеля приводит к серьезным последствиям
Австралийские ученые в ходе проведенных исследований констатировали один неприятный момент, который вполне реально может наступить для любого ребенка школьного возраста. Они уверены, что неправильное ношение школьного портфеля, который при нынешней программе сложно поднять даже взрослому, может привести к серьезным травмам спины. И эту вероятность они оценивают почти в 90%.

По мнению специалистов, неправильное ношение школьного портфеля может привести к дегенерации костной системы, нарушениям работы нервной системы и даже к последующей инвалидности. Всему виной очень большие нагрузки на спину ребенка. Они вызваны большим весом содержимого портфеля, неправильным его ношением, а также отсутствием у школьной сумки специальной терапевтической спинки.

Опасность проблем с костной системой обусловлена еще и критическим возрастом, когда только формируются и развиваются системы организма. Малейшее изменение или нарушение этих процессов может привести к куда более серьезным последствиям, чем если бы это било уже в зрелом возрасте.

Наблюдение за 346 австралийскими школьниками показало, что почти 90% из них, когда идут в школу имеют неправильную осанку. И даже наличие в портфеле специальных ортопедических приспособлений, призванных уменьшить нагрузку на спину, игнорируется большинством детей. Они либо несут его на одном плече, либо очень низко (ниже центра тяжести тела), либо вообще волочат по земле. Причем самые тяжелые школьные сумки, как это ни парадоксально звучит, у детей младших классов. Интересно куда смотрят классные руководители, не говоря уже о родителях школьников.

0

5

dokten написал(а):

а вернее неправильное его ношение и слишком большая нагрузка.

полностью с вами согласна! На каждый урок нужен учебник а то и 2 + тетрадки . В итоге портфель становится очень тяжелым . Давно уже в школах надо учиться с планшетниками , это и по цене дешевле и намного удобнее. У нас вечно только имитация заботы о здоровье , а по факту всем наплевать!

0

6

Kosshechka написал(а):

Давно уже в школах надо учиться с планшетниками

хорошая мысль.Но у нас бы меньше половины класса их купила,учебники то бесплатно дают,а на планшетники не у всех денег хватит.Если не у всех денег хватает детей в столовой накормить ,то о более серьезном и говорить не стоит.

0

7

Tatyanka написал(а):

учебники то бесплатно дают

В таком случае их могло бы и гос-во купить .
Еще есть вариант в школе выдавать учебники на урок , а детям свои учебники дома оставлять . Пришел в школу с тетрадкой и ручкой , а на уроке тебе все учебники выдают . Удобно и типа дешево .

0

8

Kosshechka написал(а):

Еще есть вариант в школе выдавать учебники на урок , а детям свои учебники дома оставлять

У нас так практиковалось по моему в прошлом году,но потом что то не пошло,скорей всего дети учебники поделить не могли ,да и учителям видно не под силу это было.
Некоторые уроки по учебнику делают ,хотя и не все,сейчас почти по каждому предмету учебные тетради,да и инет-где вся домашка написана.

0

9

Kosshechka написал(а):

вариант в школе выдавать учебники на урок , а детям свои учебники дома оставлять . Пришел в школу с тетрадкой и ручкой , а на уроке тебе все учебники выдают

это была моя мечта. как в европе шкафчик у каждого свой, там и форма и книги . класс.

0

10

Orca написал(а):

как в европе шкафчик у каждого свой,

У нас в 6 даже раздевалке нет,тч о шкафчиках можно только мечтать..

0


Вы здесь » Наш малыш - форум о детях » Школьники » адаптация к школе <


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно