В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в детский сад?
До 2-3 лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, зато в этот период сильно проявляется привязанность к матери и близким людям. Поэтому если любого нормального, а тем более, эмоционально чувствительного ребёнка отдать в ясли до 3-х лет, то он будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.
К 3 годам многие дети очень хотят общаться со своими сверстниками. Он начинает испытывать потребность в коллективе. Всем детям нужно общество других детей. Общаясь с ними, ребёнок учится строить свои отношения с другими людьми. Этот возраст считается оптимальным, чтобы отдать ребёнка в детский сад. К 3-м годам более-менее укрепляется "я" ребенка, он способен некоторое время без ущерба для себя находиться с чужими людьми. Режим дня приучает ребенка структурировать время и жить в определенном ритме, но иногда его выполнение представляет для ребенка непосильную задачу. Не все дети могут справится с трудностями "садиковской" жизни.
По мнению психологов, подробно исследовавших эту проблему (А.И. Захаров, А. Фромм), отдавать ребёнка в детское учреждение следует тогда, когда ему исполнится 3 года, если это девочка, и 3,5 года, если это мальчик. К счастью, это учитывается и российским законодательством, установившим матерям срок ухода за ребёнком до 3-х лет.
Как правило, считают, что чем раньше ребенка отдали в дошкольное учреждение, тем легче и проще он к нему приспосабливается. Но если ребенок не прошел кризис трех лет, он еще не умеет выделять себя из окружающего мира, не осознает себя субъектом собственной деятельности. Именно поэтому он не протестует явственно против новой обстановки и практически не реагирует на появление новых взрослых. В результате «пассивное» отношение ребенка к окружающему миру ведет к запаздыванию развития кризиса трех лет или к тому, что кризис не возникнет совсем. Докризисные дети, поступив в детский сад, оказываются малоинициативными. Они ни к чему не проявляют интереса, их действия отличаются стереотипностью.
Конечно, такие дети легко управляемы, но без кризиса не способны выйти из преддошкольного возраста. С задержкой наступления кризиса малыши практически перестают развиваться.
Для психики ребенка лучше всего, когда его приводят в детский сад после разрешения кризиса трех лет. Малыш уже выделяет себя из окружающего мира и может осознавать происходящие вокруг перемены, они не так личностно его касаются.
Как подготовить ребенка к детскому саду?
Все дети реагируют на детский сад по-разному. Некоторые дети с удовольствием идут туда уже с первых дней, другие не хотят оставаться без мамы в чужом коллективе. Ещё перед тем, как отдать туда ребёнка можно провести своеобразную подготовку:
- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним площадки, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.
- Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть, уметь самому умываться, чистить зубки.
- Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в сад, не сулите ему райской жизни, будьте честны с малышом, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: рассказывайте, что он там будет делать, что есть интересного в саду, чему его будут учить.
- Во время прогулки проходите мимо выбранного детского сада, чтобы ребёнок посмотреть, как там гуляют другие дети.
- Позаботьтесь о том, чтобы собрать ребенку все, что может понадобиться ему в группе (запасную одежду, смену нижнего белья, сменную обувь, спортивную форму и т.п.).
- Дайте ребенку с собой в сад его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциацию с домом. Пусть игрушка «ходит в сад» вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно.
- Проведите первые дни в детском саду вместе с ребёнком. В первый день-два лучше побыть с ним в группе и уйти домой вместе через пару часиков. После забирайте его домой еще до обеда и дневного сна. Постепенно увеличивайте этот интервал. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к особому положению.
Когда ребёнок сможет оставаться там без вас, всегда спрашивайте, чем он занимался, с кем познакомился, что ему понравилось, а что расстроило.